Как вы оцениваете состояние индустрии или своего сегмента по итогу 2021 года? Какие вызовы стоят перед вами?
Елена Белова: Индустрия вошла в стадию впечатляющего роста после прошлогодних локдаунов. Многие сегменты рынка в стадии бурного развития — онлайн-сервисы, онлайн-продажи, ретейл, финансы, виртуальная реальность, киберспорт, Самый большой вызов перед коммуникационными компаниями — поймать тренды в изменении поведения людей, определить, какие из них долгосрочные, а какие были с нами то недолгое время, пока мир жил в локдаунах.
Назовите три знаковые новости (события, явления) 2021 года, которые, как вы считаете, серьезно повлияли или повлияют на рекламный и маркетинговый рынки.
ЕБ: Корпоративная и социальная ответственность как зарождение новой нормы в России не ради маркетингового хода. Все больше компаний понимают, насколько важно заходить на эту территорию осознанно и определить цели устойчивого развития, за которые компания готова нести ответственность
Ковид как реальность на долгие годы. Мы научились достигать лучшего баланса между рабочим и личным временем. Стало проще открывать новые рынки с помощью удаленной работы, набирать команды вне зависимости от географии. Закрепились тренды на личное пространство и безопасность.
Появление термина «метавселенная» и развитие этого направления. Когда на концерт Трэвиса Скотта в Fortnite собрались более 12 миллионов зрителей, а рэпер заработал 20 миллионов долларов, люди поверили, что заглянули в метавселенную. Уверена, тренд на создание виртуального мира будет развиваться. Ставлю на то, что в следующем году термин «метавселенная» наверняка отнимет пальму первенства по упоминаемости у «экосистемы».
Ковид как реальность на долгие годы. Мы научились достигать лучшего баланса между рабочим и личным временем. Стало проще открывать новые рынки с помощью удаленной работы, набирать команды вне зависимости от географии. Закрепились тренды на личное пространство и безопасность.
Появление термина «метавселенная» и развитие этого направления. Когда на концерт Трэвиса Скотта в Fortnite собрались более 12 миллионов зрителей, а рэпер заработал 20 миллионов долларов, люди поверили, что заглянули в метавселенную. Уверена, тренд на создание виртуального мира будет развиваться. Ставлю на то, что в следующем году термин «метавселенная» наверняка отнимет пальму первенства по упоминаемости у «экосистемы».
В 2021 году стало очевидно, что Covid-19 с нами надолго. Как он изменил вашу индустрию? Чего ждать еще?
ЕБ: Гибридный способ работы (онлайн/офлайн) стал главным изменением, который мир приобрел после двух лет ковида и локдаунов. Распределенные команды работают по всей России и миру. Поменялись и мы сами как потребители. 1. Рыночная неопределенность, которая образовалась под влиянием ковида и локдаунов, повлияла на многие бизнесы. Это привело к большему приоритету гибкости у многих клиентов, частым изменениям календаря активности. 2. Изменилась структура потребления, в медиа и креативе мы увидели продолжение роста активности онлайн-игроков 3. Возросла потребность в заботе о себе. Отражение этого тренда мы будем видеть еще несколько лет. Может проявиться в росте категорий: забота о здоровье, фарма, питание и диета, потребности в медицинских товарах и услугах.
Как будут развиваться медиаканалы? Продолжит ли нарастать конкуренция между диджитал и офлайном или перенасыщение онлайном приведет к перестановке сил?
ЕБ: Digital и офлайн уже построили довольно эффективную экосистему. По статистике до 15% аудитории переходит по ссылкам из офлайна в онлайн. Этот тренд продолжится. В онлайне все большую важность будет приобретать удобство для пользователя и соответствие медиаканала высоким стандартам User Experience — удобные форматы просмотра, приятные скроллеры, быстрые переходы до конечного действия.