Что такое CDP и кому подходит эта платформа, какие существуют системы управления данных, по какому принципу собирают данные, что такое 1st, 2nd, 3rd party data, чем отличаются стабильные и нестабильные идентификаторы — на эти и другие вопросы ответили эксперты Havas Media (входит в группу АДВ ).
Мы живем в мире, в котором данные собираются отовсюду. Источниками информации о нас являются навигаторы, рекламные сети, счетчики, сервисы связи, провайдеры платежей, платформы, устройства вроде фитнес-браслетов, SMART TV, автомобили, интернет вещей, смартфоны и многое другое.
С каждым годом направления по работе с данными развиваются все быстрее – ответим на главные вопросы по теме data.
На сегодняшний день можно выделить несколько типов сбора данных:
Поведенческий:
Мы наблюдаем, какие поисковые запросы вбивает пользователь, на что он кликает, какие сайты посещает и из каких точек делает это чаще всего.
Социальный:
Как пользователи общаются в социальных сетях, какие комментарии и посты оставляют, какие у пользователя интересы, хобби и даже привычки.
Биологический:
В этот тип входит все, начиная от получения отпечатков пальцев для загранпаспорта, считывания биометрии, данных с фитнес-браслетов, голосовых подписей и заканчивая информацией от различных приложений для здоровья, фиксирующих пульс и то, насколько тревожно мы спим.
Финансовый и экономический:
По этому типу собирается информация о счетах в банке, активах, транзакциях и, конечно, об уровне дохода.
Личный:
Определение привычек человека, круга общения, наличия семьи и взглядов.
Сами данные традиционно делят на три следующих типа:
1st party data:
К этому типу относятся все данные с веб-сайтов, различных рекламных активностей, которые собираются с помощью счетчиков и CRM-баз компаний.
2nd party data:
Данные различных research-компаний, а также информация от поставщиков данных (розничная торговля, телеком-операторы и др.).
3rd party data:
Таргеты рекламных кабинетов, таксономия внутри платформ DMP и SSP поставщиков.
Как итог, на выходе мы получаем многообразие идентификаторов, которое можно разделить на две группы:
Стабильные идентификаторы один раз технически присваиваются к пользователю и меняются только принудительно (примеры: электронная почта или мобильный телефон). По такому идентификатору человека можно опознать везде, где он его оставляет – во всех системах идентификатор будет одинаковым.
Нестабильными идентификаторами являются cookie: они меняются в каждых новых браузерах и устройствах, с которых заходит пользователь. Можно почистить cookie и снова стать «новым пользователем».
Со всеми видами собираемых данных необходимо уметь работать. Для этого существует процесс управления данными, включающий в себя несколько этапов:
1.Сбор данных
Процесс настройки централизованного сбора данных для решения бизнес-задач.
2.Анализ
Процесс выявления закономерностей и важных инсайтов для бизнеса и маркетинговых стратегий.
3.Сегментация
Процесс формирования структуры для сбора и хранения существующих данных.
4.Активация
Процесс использования данных в онлайн и оффлайн среде для решения маркетинговых и бизнес-задач.
Сегодня можно выделить два подхода в работе с данными:
Децентрализованный подход
Использование доступных настроек (данных) на стороне той или иной площадки закупки рекламы. Другими словами, подход напоминает сбор неких разрозненных кусков данных, которые в дальнейшем точечно используются.
Централизованных подход
Данный подход предполагает централизованный сбор, хранение и сегментирование на стороне платформы управления данными и передачу этих данных в различные каналы коммуникации. Таким образом, формируется некий единый «технологический хаб», внутри которого происходит вся необходимая работа.
Для реализации централизованного подхода существует несколько требований, касающихся технологий управления данными:
Пользовательский интерфейс
Технология управления данными должна иметь интерфейс, который будет визуализировать объемы накопленных данных, сегментацию и инсайты об аудитории.
Алгоритмы обработки больших данных
Важно, чтобы инфраструктура была применима для любого входящего объема данных, ведь компании разные и их базы также отличаются по объему.
Активация данных
Возможность передачи данных во все каналы коммуникации. Иными словами, технология должна иметь настроенные интеграции с ключевыми игроками рынка.
Безопасность данных и их полный контроль
Прозрачность платформы и алгоритмов работы с данными.
Сегодня на рынке существуют разные системы, которые призваны управлять потоками данных. Однако, учитывая разнообразие существующих идентификаторов и запросы рынка, не все они могут быть использованы для организации централизованного подхода по работе с данными. Рассказываем про самые популярные.
Что такое CRM?
Это технология управления всеми отношениями компании и взаимодействие с потенциальными или существующими клиентами. По-другому можно назвать технологией управления лояльной аудиторией бренда.
Основные преимущества CRM: хранение абсолютно всей предоставленной клиентом информации, построение воронки продаж и отслеживание транзакции. Помимо этого, CRM также работает со стабильными идентификаторами.
Что такое DMP?
Платформа, используемая для сбора и управления данными, позволяющая определять сегменты аудитории, которые можно использовать для таргетинга в digital кампаниях.
Преимущества DMP:
- Сбор и хранение данных о рекламе (показы рекламы);
- Агрегация разных типов данных (1,2,3 party);
- Выбор целевой аудитории и активация целевых сегментов для эффективного таргетинга;
- Автоматическая персонализация (DCO, динамическая оптимизация контента сайта);
Важно отметить, что DMP является центральной технологией для сбора данных и именно таргетирования. На вход DMP получают разные виды данных: 1st, 2nd, 3rd party. Помимо этого, платформа обладает интерфейсом, позволяющим видеть объемы данных, а также обогащать их и структурировать, чтобы в дальнейшем передавать на сторону DSP-платформ (Demand side Platform – рекламный кабинет клиента, из которого происходит запуск рекламной кампании).
Что такое CDP?
Платформа, используемая для сбора всех доступных данных типа профиля (CRM, DMP, 3rd party) о покупателе и объединения их в единой базе или другими словами в «технологическом хабе».
Основные преимущества CDP:
- Создание стабильного идентификатора (ключевое преимущество в мире без файлов cookie);
- Анализ аудитории (мы видим профиль клиента 360° и можем влиять на него с разных сторон) и полезные инсайты для маркетинговой команды – благодаря этому можно увеличивать продажи и масштабировать бизнес;
- Хранилище данных;
- Возможность коммуникации online to offline;
- Анализирует эффективность кампаний с помощью отчетов O2O;
- Омниканальное и кросс-брендовое размещение.
Перед стартом CDP-проекта необходимо оценить активы данных компании. Важный момент: CDP должна работать со стабильными идентификаторами для выстраивания people-based коммуникации и возможности коммуникации 360 во всех каналах. По этой причине наиболее приоритетным условием становится наличие у компании собственной активной CRM-базы.
CDP-кейс Havas Media для Reckitt
В 2022 году Havas Media реализовало для клиента Reckitt CDP-проект. В рамках подготовки к cookieless одна из ведущих FMCG-компаний перешла на новый уровень работы с данными – от DMP (Data Management Platform) к CDP (Customer Data Platform). Внутри новой экосистемы, организованной Havas Media совместно с технологическим партнером Weborama, были объединены собственные и партнерские данные, что позволяет централизованно управлять большим портфелем брендов и достигать маркетинговые целей, в том числе роста продаж.
«Перед нами стояла задача не просто организовать сбор данных, а выстроить полную инфраструктуру, в центре которой находится CDP, как технология, управляющая всеми потоками данных как на вход, так и на выход. В контуре есть возможность реализовать различные маркетинговые задачи: от формирования профиля потребителя и анализа аудитории до построения сегментов, их активации и оценки эффективности омниканальных коммуникаций. Основными преимуществами перехода от DMP к CDP в данном проекте стали возможности для проведения более глубокой аналитики для каждого бренда Reckitt, а также дополнительная кастомная сегментация для персонализированной коммуникации с потребителем.»
CDP VS DMP VS CRM?
Подводя общее заключение по этим технологиям необходимо понимать, что CRM направлена на работу исключительно с лояльными пользователями и только в direct-маркетинге. В DMP есть возможность работы с различными аудиторными интересами, в том числе с привлечением сторонних источников данных. Однако важно помнить, что внутри CRM коммуникация строится с персоной, а внутри DMP с идентификатором (cookie).
В свою очередь, CDP объединяет функционал CRM и DMP. Таким образом, на выходе мы получаем абсолютно новую технологию, имеющую как стабильные идентификаторы, так и нестабильные, что дает возможность выстраивать омниканальную коммуникацию.